Сайлентблоки: их назначение, устройство и функционал

Казалось бы, рядовая ситуация: вы приезжаете на своем автомобиле Honda или Acura на диагностику ходовой части, а по ее завершению читаете в бланке заказ-наряда рекомендации специалиста: «Требуется замена сайлентблоков». Однако, впервые слышите и даже не знаете, что такое сайлентблок, и зачем его необходимо менять. Будем рады поделиться практической информацией на эту тему и прояснить сложные вопросы, связанные не только с функционалом этого элемента, но и подробностями его устройства.

Сам сайлентблок в устройстве достаточно прост: обычный резинометаллический шарнир собран из пары металлических втулок (в типовом варианте) — собственно, наружной и внутренней. Соединены втулки цилиндрической формы вставкой из резины либо полиуретана. Устройство не просто соединяет детали подвески, оно мягко погашает вибрации и колебания, передающиеся в процессе работы механизмов. Эта мягкая амортизация возможна благодаря упругой вставке, расположенной между втулками. Принимая на себя максимальные нагрузки, элемент противостоит деформирующим напряжениям, которые принимает подвеска автомобиля.

Сайлентблоки незаменимы как в деталях передней подвески (начиная от крепления рычагов и заканчивая рулевыми рейками, подрамниками), так и в деталях задней подвески (это обязательно крепление кулаков, рычагов, подрамника, реактивных тяг). Обязательны эти узлы и при креплении амортизаторов, редукторов.

Только представьте, сколько полезной работы выполняют эти резинометаллические шарниры, и конечно же, за ними необходим периодический своевременный контроль. Согласно технической характеристике, сайлент-блоки должны выдержать от 50 до 100 тысяч км. пробега, но с учетом качества Российских дорожных условий, следует делать их осмотр уже при осуществлении каждого планового ТО (в среднем примерно 7,5-10 тыс. км пробега), не забывая убедиться в их надежности и перед возможной поездкой на дальние расстояния (более 300 км).

Что же следует контролировать? Внимательно осмотрите визуально и убедитесь в целостности рабочего шарнира, чтобы не было никаких отслоений резины, растрескиваний и вспучиваний. Даже внешние деформации уже сигнализируют о необходимости заменить резинометаллический шарнир. Дополнительно осмотрите люфт в сайлентблоках, а обнаружив его увеличение – замените деталь незамедлительно! Если затягивать с заменой, эксплуатация неисправного механизма приведет к разрушению узлов установки шарниров и не удивляйтесь, если ремонт обойдется дороже: выйдет из строя весь передний рычаг подвески и потребуется покупать его в сборе.

Одной из самых ответственных операций при замене сайлентблоков является их запрессовка. Используют при этом только профессиональные инструменты. Чтобы осуществить операцию, используют гидравлический пресс, посредством которого производится выпрессовка старых и запрессовка новых сайлентблоков в установочное место рычага (или иного узла подвески автомобиля).

Многие горе-мастера уверены, что не стоит усложнять процесс замены и не приобретают дорогостоящее оборудование.Пользуясь кустарными способами замены (например, с помощью «кувалды»),подвергают риску повреждений не только сам сайлентблок, но и более дорогостоящие детали, куда он устанавливается. Знай это, владельцы автомобилей Honda и Acura вряд ли бы доверили ремонт такому вот «сервису». Ведь эти автомобили конструктивно продуманы, требуют деликатного обращения, стоят немалых денег и просто дороги своим хозяевам. А потому рекомендуем вам поинтересоваться, каким оборудованием располагает сервисный центр, которому вы доверили свою машину.
Важно также, заменяя сайлентблоки подвески Хонда и Акура, правильно их позиционировать в устанавливаемой детали, то есть в строгом соответствии с требованиями технической документации по ремонту и обслуживанию Honda/Acura (ShopManual. Maintenance and Repair).
В случае некорректной установки срок службы сайлентблока значительно сократится и перекосы также приведут к нарушению рабочих характеристик подвески автомобиля.

Говоря о замене сайлентблоков в узлах крепления двигателей, коробок передач, редукторов (в подрамниках и балках), стоит отметить еще большую сложность и трудоемкость процесса, что соответственно требует наличия качественного специализированного оборудования и немалого опыта проведения данных операций.В противном случае, при неквалифицированном подходе, для владельца авто это обернется немалыми финансовыми затратами.

Тяжелые последствия могут возникнуть если сайлентблок вовремя не заменить. При их сильном износе может появиться увод автомобиля в сторону при движении — то есть потеря курсовой устойчивости, «рыскание» машины (авто неожиданно«швыряет»в сторону). Второй «звоночек», говорящий о срочной необходимости поменять сайлентблоки—хорошо заметное неравномерное истирание покрышек, по которому опытный мастер определит, что необходима правильная регулировка углов установки колес (всем знакомый сход-развал) и возможна неисправность подвески автомобиля.

Оригинальные номера наиболее востребованных сайлентблоков, применяемых при ремонте Honda и Acura:

Accord 2003-2008

  • Сайлентблок передний переднего нижнего рычага51391-SEA-004
  • Сайлентблок задний переднего нижнего рычага 51393-SEA-004
  • Сайлентблок амортизаторный переднего нижнего рычага 51810-SDA-A01
  • Сайлентблок переднего подрамника передний 50260-SEA-E01
  • Сайлентблок переднего подрамника задний 50270-SEA-E01

Accord 2009-2012

  • Сайлентблок передний переднего нижнего рычага 51391-TA0-A01
  • Сайлентблок задний переднего нижнего рычага 51393-SDA-A02
  • Сайлентблок амортизаторный переднего нижнего рычага 51810-TA0-A01

Civic 2006-2012

  • Сайлентблок передний переднего нижнего рычага 51391-SNA-305

CR-V 2002-2006

  • Сайлентблок передний переднего нижнего рычага 51391-S7A-005
  • Сайлентблок задний переднего нижнего рычага 51392-S5A-004
  • Сайлентблок передний заднего кулака 52365-S9A-004
  • Сайлентблок задний (развальный) заднего кулака 52365-S6M-004
  • Сайлентблок верхний заднего кулака 52395-S5A-004
  • Сайлентблок рычага заднего поперечного нижнего 52364-S5A-004
  • Сайлентблок амортизатора заднего 52622-S7A-014

Acura MDX 2001-2006

  • Сайлентблок задний переднего нижнего рычага 51393-S3V-A01
  • Сайлентблок передний переднего нижнего рычага 51392-S3V-A01
  • Сайлентблок задний заднего кулака 52367-S0X-003

Acura MDX2007-2012

  • Сайлентблок задний переднего нижнего рычага правый 51390-STX-A00
  • Сайлентблок задний переднего нижнего рычага левый 51395-STX-A00

Acura RDX 2006-2012

  • Сайлентблок задний переднего нижнего рычага правый 51395-STK-A02
  • Сайлентблок задний переднего нижнего рычага левый 51396-STK-A02